Специалисты

Почему дети фантазируют

26

января

2021

Педагог-психолог Н.А.Колесникова

Дошкольное детство – время развития фантазии и воображения детей. Появляется воображение не сразу после рождения, а с 3-4 лет. И все дети становятся  фантазерами и выдумщиками. Мы умиляемся, когда ребенок  увлеченно рассказывает: “А я как побегу от разбойника, как спрячусь под кровать… А потом как вылечу в окно - прямо в небо”. Мы сердимся, когда сталкиваемся со странной, непонятно чем вызванной ложью дочки или сына, рассказывающих самые невероятные истории. То это дружба с крокодилом, то далекие путешествия с сильным, смелым и… несуществующим другом. Еще чаще дети рассказывают об игрушках, каких больше ни у кого нет, или о необычайных поступках - собственных или других людей.

В любом случае ясно выступают два момента. Во-первых, ребенок выдает себя за участника событий. Во-вторых, ложь этих рассказов обычно не имеет ничего общего с желанием скрыть плохой поступок, избежать наказания и добиться награды. Иначе говоря, она никак не связана с понятными для нас мотивами, толкающими ребенка на обман.

Какую же роль играет воображение в процессе развития ребенка? Потребность новых впечатлений у него огромна, а возможность их переработки и активного восприятия мала. Возникает конфликт между избытком информации и недостатком средств, необходимых для ее понимания.

Всякий недостаток информации при сильной познавательной потребности связан с возникновением отрицательных эмоций (беспокойства, страха). Достраивая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок избавляет себя от разрушительного действия отрицательных эмоций.

Именно на этом пути дети, как правило, сталкиваются с непониманием взрослых, а иногда и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками, их постоянно уличают в обмане. Естественная защитная реакция - перестать рассказывать. Но перестать рассказывать еще не значит перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, его фантазии все более отрываются от действительности. Понемногу ему даже интересней оставаться наедине со своими мечтами (где он сильный, смелый, красивый, где он все может), чем участвовать в реальных событиях (где далеко не все складывается удачно).

К сожалению, забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном общении. Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности. Если малыш создает в воображении несуществующих друзей-заступников, задумайтесь: не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь? Если детей мучают ночные страхи, стоит обратить внимание на то, что они читают, какие передачи смотрят по телевизору, какие разговоры слушают и на сколько это соответствует их возрасту.

Может быть, ребенка надо избавить от той информации, которую он пока не может усвоить. Тем не менее потребность малыша в новых впечатлениях чрезвычайно велика и нельзя создавать вакуум информации.

Направляйте фантазию ребенка в русло творчества. Старайтесь, чтобы образы, созданные воображением, получали воплощение в рисунках, фигурках из пластилина, различных поделках и т. п. Для управления детской фантазией не нужны особые способности. Внимательное отношение к внутреннему миру ребенка подскажет правильный путь в каждом случае. Роль ведущего потребует напряженной работы нашего собственного воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в страну своего детства. И тогда только вы сможете до конца понять малыша, установить с ним желанный контакт.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo