Новости
Восприятие дошкольниками русского фольклора
26
января
2021
Музыкальный руководитель Бобылева Л.М.
Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы и после долгих морозных и снежных дней это не может ни радовать. Наша задача состоит в том, чтобы посвящать детей в традиции русского народа, прививать уважение к ним. Но строить рассказ нужно так, чтобы детям было интересно слушать и понимать услышанное. Поэтому несколько слов о восприятии детьми русского фольклора.
Фольклор - это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание.
В процессе работы с дошкольниками определилась следующая тенденция: дети почти не знают устный фольклор (загадки, песенки, скороговорки), не понимают значения пословиц и поговорок, не знают народных игр, Между тем, наблюдения за детьми при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, показывают их живой интерес к этому процессу и познавательную активность.
Устный фольклор имеет познавательное и воспитательное значение; помогает овладеть родным языком; приобщает к культуре своего народа; учит образно мыслить; закладывает основы эстетической культуры; развивает память.
Дети 2-3 лет только начинают своё знакомство с миром фольклора.
Необходимо приучать малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения, обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов. Можно побуждать детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка), а также приобщать ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
С 3-4 лет дети уже могут прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам, учатся понимать поступки героев и их последствий. Малыши учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек, заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
В возрасте 4-5 лет у детей формируются представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубляются знания об иллюстрациях, их значении в книге. Формируется навык нравственной оценки героев сказок, им становится понятен смысл загадок и пословиц. Развивается способность к сопереживанию героям. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым,
Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
В старшем дошкольном возрасте дети могут слушать большие произведения (по главам). Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
У детей формируются навыки выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Развивается чувство юмора, дети могут ставить себя на место литературного персонажа.
В предверии наступления народного праздника, необходимо рассказать детям о том, что Масленица - праздник со своими особыми традициями. Например, о том, почему он такой громкий и шумный. Оказывается потому, что землю нужно разбудить, и тогда начнется весна, можно будет пахать землю и сеять хлеб. Расскажите детям про то, зачем сжигают чучело и, конечно, про знаменитые масленичные блины. Давайте не будем забывать о русских народных традициях и культуре нашего народа.