Новости

Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купала»

3

июля

2022

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 36» г. Таганрога

6 июля 2022 года в 09 часов 30 минут.

Авторы: творческая группа МБДОУ д/с № 36

Сценарий составлен по материалам интернет-ресурсов

https://nsportal.ru/download/#

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/07/21/prazdnik_ivana_kupala_1.ppt

https://dohcolonoc.ru/utrennici/7912-stsenarij-ivan-kupala.html

 

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 

Воспитательные:

  1. Прививать любовь к народному творчеству.
  2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
  2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
  3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
  4. Ориентирование на местности.

Образовательные:

  1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
  2. Познакомить детей с русскими народными песнями, хороводами, играми.
  3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
  4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование: музыкальный центр, диски, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, коробка с угощениями, зеленые ленточки для загадывания желаний, искусственный костер, дерево березка, дуги украшенные цветами, волшебный колодец, веревки украшенные разноцветными лентами, ветка березы, корзина со свитками- заданиями, цветок папоротника, лечебные цветы из материала одевающиеся на руку, веночки из цветов на голову.

Предварительная работа:

  • рассказ о народном празднике Ивана Купала;
  • просмотр и обсуждение тематической мультимедийной презентации; 
  • разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Водяной», «Ручеек», «Ой на горе мак» и др.; 
  • подготовка реквизита: цветы, зелень листвы, ветки березы, шары, «волшебный колодец»;
  • подготовка костюмов для участников;
  • создание уголка русской избы;
  • выставка русских народных поделок, игрушек, оберегов и т.д.

Работа с родителями:

  • приготовить   ленты (домашнее задание для родителей).
  • пригласить принять участие в оформлении сценической площадки для проведения праздника.

Участники мероприятия: воспитанники старшей группы и педагоги МБДОУ д/с № 36.

Ход мероприятия.

Дети под песню  Алёны Вялковой «Ой, на Ивана Купала» (трек № 1) проходят в арки из  обручей, украшенных цветами, собираются на участке (на спортивной площадке).

Танцевальная композиция с цветочными арками с перестроением мальчики держат арки, девочки танцуют с цветами в руках, в конце через арки проходят чтецы(4 воспитанника) и останавливаются по центру сценической площадки, остальные дети садятся по местам, выходит ведущая, становится возле чтецов.

Ведущая (на голове атрибут- веночек, народный костюм ).

- Здравствуйте, люди добрые!

Гости званые и желанные! (Кланяется.)

Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой. В этот день пели, плясали, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры, водили хороводы.

А вот какими словами мы начинаем наш праздник Ивана Купала.

Дети: 

  1. Сегодня день Ивана Купала,

Танцуйте, пойте, веселитесь,

У пламя жаркого огня

На берегу реки не обожгитесь!

  1. Чудный праздник настает,

Папоротник вдруг цветет.

Кто его смог отыскать,

Будет счастье тот встречать.

  1. Солнцеворот пришел на Землю,

И в ночь случилось торжество.

Поверишь в древнюю легенду,

Есть в ней и быль, и  волшебство.

        4. Вас поздравляем с Днем Купала,

Желаем счастья нагадать,

И чтоб трава Иван-да-Марья

Любовь и радость могла дать!

Под музыку  Русская народная - медленная (трек № 2)  чтецы садятся на стулья.

Ведущая: А еще на праздник  Ивана Купала, прославляли Россию матушку и  пели песни  о речке, о родной сторонке, о лужке, о золотой ниве, о хлебе, о русском приволье.

Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»  (трек № 3).

Текст песни:

Как пойду я на быструю речку,

Сяду я да на крут бережок,

Посмотрю на родную сторонку,

На зеленый приветный лужок.

Ты сторонка, сторонка родная,

Нет на свете привольней тебя.

Уж ты, нива моя золотая,

Да высокие наши хлеба.

Эх ты, русское наше приволье,

Краю нет на луга и поля.

Ты — широкое наше раздолье,

Ты — родимая матерь-земля.

Слова и музыка народные.

Ведущая: Самым главным чудом  народного праздника, который мы сегодня отмечаем,  был папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад. Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода  «На Ивана, на Купала».

Хоровод  «На Ивана Купала» детская  группа  «Волшебники двора» (трек № 4) автор слов: Виталий Осошник, Наталья Осошник, автор музыки: Виталий Осошник, Наталья Осошник.

Последовательность движений: две группы - мальчики  и девочки по 2 стороны сценической площадки начинают движение в отдельных хороводах, на припев становятся в 2 шеренги, мальчики напротив девочек, поклоны, сходятся попарно, повороты в парах, поклоны друг другу, девочки надевают мальчикам венки, затем соединяются в общий хоровод, проход змейкой, выстроиться в 1 линию, поклон гостям, садятся по своим местам.

Ведущая: Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами загадаем желание и завяжем ленточки на нашу красавицу березку.

Ведущая подносит ленточки гостям на подносе, а воспитатель детям.

Ведущая просит загадать желание и предлагает детям и гостям завить на веточках  березы ленточки под музыку «Уральский  хоровод» автор Светлана Алёшина (минус) (трек № 5).

8 девочек  готовятся к Хороводу - оркестру  «Во  поле  береза  стояла», остальные дети становятся сзади девочек в две диагонали.

Ведущая: А еще красавице березке пели песни, водили хороводы и играли на народных инструментах.

Хоровод - оркестр «Во поле березка стояла» с исполнением песни, с музыкальными инструментами под русскую народную хороводную песню «Во поле березка стояла» (трек № 6).

Текст песни:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли-люли, заломати,

Люли-люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,

Белую березу заломаю,

Люли-люли, заломаю,

Люли-люли, заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли-люли, три гудочка,

Люли-люли, три гудочка.

А четвертую балалайку,

А четвертую балалайку,

Люли-люли, балалайку,

Люли-люли, балалайку.

Стану в балалайку я играти,

Стану в балалайку я играти,

Люли-люли, играти,

Люли-люли, играти!

Слова и музыка народные.

8 девочек исполняют хоровод с инструментами, с перестроениями, остальные дети поют песню. После выступления дети  садятся на свои места.

Ведущая: А сейчас  березовая веточка приглашает нас поиграть в игру «Ручеек».

Игра «Ручеек», играют все дети под русскую народную музыку из кинофильма «Бал Великой Императрицы 2015 - Игра Ручеек» (трек № 7).

Водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка – становится водящим.

После игры «Ручеек» дети  садятся на стулья.

Ведущая подходит к березке, присматривается и в ветках березы находит свиток.

Ведущая:  Посмотрите, что я нашла?

Дети: Это свиток.    

Ведущая: Верно! Сейчас мы узнаем, от кого он (читает свиток). 

Послание от Березки: 

Здравствуйте, ребята!

Я березка у вашего детского сада!

Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!

Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!

Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка «Выход кикиморы»  под неизвестную музыку (трек № 8), на участок бросают паука, жука, лягушку, наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.

Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите! 

Я – Кикимора лесная, 

Я – колдунья деловая! 

Делать пакости люблю; 

И лягушку и змею 

Положу я на обед 

Вместо булок и конфет. 

Я испортить праздник рада – 

Лучше ничего не надо!  

Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай, кого попало (снова обрызгивает водой детей под русскую народную песню «Молодая – молода» (минус) (трек № 9)).

Кикимора: Ох, как славно поиграла – 

Подобрела я немало. 

И растрогалась совсем, 

Что кого-то, может, съем (снова пугает)

Ведущая: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри! 
Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками. 

Кикимора (дрожит): Ой, ой, ой, боюсь, боюсь! 

Уберите их отсюда, 

Кабы не было мне худо… 

Я не буду вам мешать, 

С вами буду я играть. 

Ведущая. Ну,  так  и  быть, оставайся  с  нами,  да  послушай наши  песни красивые, народные.

Поют русскую народную песню «Ой, сад во дворе» (трек № 10), подгруппа девочек из 6 человек, становится в полукруг. После выступления садятся на место.

Текст песни:

  1. Ой, сад во дворе, ой, сад во дворе

Ой, сад во дворе расстилается

  1. Народ у ворот, народ у ворот

Народ у ворот собирается

  1. Пойду молода, пойду молода

Пойду молода в сад зелененький

  1. Цветите цветы, цветите цветы

Цветите цветы все лазоревые

  1. Ой, едут ко мне, ой едут ко мне

Ой, едут ко мне дорогие гости

  1. Ой, будут они, ой, будут они

Ой, будут они гулять по саду

  1. Ой, будут срывать, ой, будут срывать

Ой, будут срывать сладку ягодку

  1. Меня молоду, меня молоду

Меня молоду все похваливать

  1. Ой, сад во дворе, ой, сад во дворе

Ой, сад во дворе расстилается

  1. Ой, сад во дворе, ой, сад во дворе

Ой, сад во дворе расстилается

Ведущий. Ну что, Кикимора, хорошо наши девицы поют? Тогда помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину найду с заданиями! 

Звучит музыка современной  народной  песни «Ой на Ивана да на Купала» в  исполнении Театр Песни Джерела (трек № 11).

Ведущая  находит корзину с заданиями (свитками) и читает первое.

Первое задание. В гости к Водяному.

Ведущая, разворачивает свиток и читает.

Ведущая. Первое задание называется «В гости к водяному».

Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!

Ведущая: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы

лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» 

Все дети становятся в круг, ведущая выбирает «Водяного», он идет по кругу с платком и колокольчиком, все хором говорят  под русскую народную песню «Порушка-параня» (минус) (трек № 12).

Дедушка Водяной,

что сидишь ты под водой,

Выходи на чуточку,

На одну минуточку.

По окончанию «Водяной» отдает колокольчик стоящему в кругу. «Водяному» завязывают глаза (подкладывая под повязку салфетку), он ловит на слух того, у кого колокольчик. Игра проводится два раза.

(Во время игры Кикимора  радуется неудачам детей, дразнится,  и т.д.)

Ведущая: Чтобы найти волшебный цветок, надо на тот берег реки переправиться. Не просто это сделать. Лодку водяной нам не даст. Нам нужно перебраться подручными средствами.

Игра-эстафета « С кочки на кочку».

Дети делятся на две команды, кладутся по 7 обручей, дети по сигналу прыгают с кочки на кочку – обручи, стараясь перебраться с одного берега на другой, оббегают стойки и передают эстафету. Под русскую народную песню «Ой, при  лужку, при лужке» (минус) (трек № 13). После игры садятся на место.

Ведущая: Молодцы, перебрались  на другой берег, с этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее задание!

Второе задание. Запустить красного петуха.  

Ведущая достает свиток и читает.

Ведущая.  Второе задание  «Запустите красного петуха».

Ведущая. Ребята, что бы это могло быть?

Ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть петуха, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.

Ведущая: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер. В две команды становись!

Эстафета «Прыжки через костер» 

Дети делятся на две команды, костер сделан из поленьев и красного материал, воспитанники строятся в две команды и по сигналу добегают до костра, перепрыгивают и возвращаются, передавая эстафету, выходят  на игру под песню «Гори, гори ясно!» слова Г. Рыльского, музыка  Т.Рыльского (трек № 14), играют под неизвестную музыку «Прыжки через костер» (трек № 15). После игры садятся на места.

Ведущая:  Молодцы. Приступаем к следующему заданию!

Третье задание. Лекарственные травы.

Ведущая достает свиток и читает.

Ведущая.  Третье задание  «Лекарственные травы».

Кикимора: Побольше крапивы, колючек, шиповника…

Ведущая: Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие травы  и  ребята сейчас тебе покажут  какие  надо собирать.

Вальс цветов  под музыку микс М. Саджая  — хор рук (трек № 16), 6 девочек одевают на руки цветы, ставят 6 стульев и садятся. Танцуют руками.  После выступления убирают стулья и садятся на свои места.

Ведущая. А еще наши ребята знают загадки о лечебных травах, давайте послушаем и попробуем их отгадать.

6 детей выходят под русскую народную песню «Красна девица вила кудерышки» (минус) (трек № 17) и загадывают загадки, у мальчика который загадывает загадку о маке, надета красная рубашка.

Отгадай загадки.

(Выходят 6 воспитанников и загадывают загадки).

  1. Какой цветок носит 

И женское, и мужское имя? ( Иван-да-Марья)

  1. Он сорняк, он цветок, 

От болезни мне помог. 

Как присяду на диванчик, 

Вспомню желтый... ( Одуванчик)

  1. Шарик нежно-голубой, 

Хоть колючий, но не злой. 

И в букете он не плох. 

Кто такой? ( Чертополох) 

  1. Вкусен чай и ароматен, 

С ней он легок и приятен: 

Листочки сорваны, помяты. 

Что ты вдыхаешь? – Запах... ( Мяты)

  1. Вдоль дорожек его встретишь, 

Ранки, ссадины излечишь, 

Сорвешь листочек осторожно. 

Кто нас излечит? ( Подорожник)

       6. Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк - Это ярко-красный ..(Мак)

Ведущая: Вставайте в кружок, поиграем в «Мачок»!

Музыкальная игра:  «На горе то мак…»

Славия «На горе то мак» (трек № 18), дети все выходят в большой хоровод, внутри 3 мальчика -  барина в красных рубашках, затем  под музыку дети перестраиваются в три  хоровода, и делают движения под музыку, после слов «Ну теперь, пожалуй уже поспел», мальчики пытаются вырваться из круга.  После игры садятся на свои места.

Текст хоровода:

А на горе мак, под горою так,

А на горе маковочки,

Золотые головочки.

Уж вы девки, вы боярки,

Станьте в ряд — бейте в лад,

Не выпустим пана с хоровода.

— Паня, Паня, мак поспел?

— Мак не поспел — помёрз весь мак.

— Паня, Паня, ну а теперь-то мак поспел?

— Не поспел — мы ж его посадить-то забыли!

— Паня, Паня, мак поспел?

— Ну теперь пожалуй уже поспел.

Ведущая:  Молодцы, ребята. А в корзине,  осталось последнее задание.

Четвертое задание. Волшебный колодец.

Ведущая достает свиток и читает.

Ведущая.  Четвертое задание  «Волшебный колодец». Идите змейкой вдоль деревьев, там к колодцу подойдите и в колодец загляните. Приступим к его выполнению.

Дети идут за ведущей друг за другом под музыку песни «Подай балалайку» слова Е. Пополянов (минус) (трек № 19), в «колодце» Кикимора и ведущая находят волшебный цветок.

Кикимора:  Кажется у нас получилось!

Ведущая: Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели…  и нашли волшебный цветок.

Звучит волшебная музыка – это звуки цветка (трек № 20).

Ведущая:  ребята это чудесный волшебный цветок, но он не простой в нем что-то есть.

Из середины бутафорского цветка достают   шкатулку с конфетами, цветок и подарки показывают всем под волшебную музыку (трек № 21).

Ведущая: А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.

Раздают конфеты, звучит русская народная музыка фон для частушек (трек № 22).

Ведущая:  Кикимора, даже как-то грустно стало, расставаться с тобой,  не такая уж ты плохая, правда, ребята?

Ответы, Кикимора убегает под русскую народную песню «Коробейники» (минус) (трек 23).

Ведущая: Наш праздник подошел к концу, и мы хотим поблагодарить гостей, что они нашли время прийти к нам на праздник Ивана Купала в наш детский сад.

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. - М, 2006.
  3. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. 1994.
  4. Владимир Бутромеев "Мифы и легенды древних славян", Москва, Просвещение, 1997г.

Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/07/21/prazdnik_ivana_kupala_1.ppt

https://dohcolonoc.ru/utrennici/7912-stsenarij-ivan-kupala.html

 

Аудиосопровождение сценария праздника «День Ивана Купала»